http://illyon.rusff.me/ (26.12.23) - новый форум от создателей Хельма


Приветствуем Вас на литературной ролевой игре в историческом антураже. В центре сюжета - авторский мир в пятнадцатом веке. В зависимости от локаций за основу взяты культура, традиции и особенности различных государств Западной Европы эпохи Возрождения и Средиземноморского бассейна периода Античности. Игра допускает самые смелые задумки - тут Вы можете стать дворянином, пиратом, горцем, ведьмой, инквизитором, патрицием, аборигеном или лесным жителем. Мир Хельма разнообразен, но он сплачивает целую семью талантливых игроков. Присоединяйтесь и Вы!
Паблик в ВК ❖❖❖ Дата открытия: 25 марта 2014г.

СОВЕТ СТАРЕЙШИН



Время в игре: апрель 1449 года.

ОЧЕРЕДЬ СКАЗАНИЙ
«Я хотел убить одного демона...»:
Витторио Вестри
«Не могу хранить верность флагу...»:
Риккардо Оливейра
«Не ходите, девушки...»:
Пит Гриди (ГМ)
«Дезертиров казнят трижды»:
Тобиас Морган
«Боги жаждут крови чужаков!»:
Аватеа из Кауэхи (ГМ)
«Крайности сходятся...»:
Ноэлия Оттавиани или Мерида Уоллес
«Чтобы не запачкать рук...»:
Джулиано де Пьяченца

ЗАВСЕГДАТАИ ТАВЕРНЫ


ГЕРОЙ БАЛЛАД

ЛУЧШИЙ ЭПИЗОД

КУЛУАРНЫЕ РАЗГОВОРЫ


Гектор Берг: Потом в тавернах тебя будут просить повторить портрет Моргана, чтобы им пугать дебоширов
Ронни Берг: Хотел сказать: "Это если он, портрет, объёмным получится". Но... Но затем я представил плоского капитана Моргана и решил, что это куда страшнее.

HELM. THE CRIMSON DAWN

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » HELM. THE CRIMSON DAWN » ХРАНИЛИЩЕ СВИТКОВ (1420-1445 гг); » Свидание со смертью [x]


Свидание со смертью [x]

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

НАЗВАНИЕ:

"Свидание со смертью"http://s04.radikal.ru/i177/1708/89/7f8e5c0b8119.gif

УЧАСТНИКИ: Nicollo de Lanza & Vittorio Vestri

МЕСТО/ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ: 18 октября 1441, Лирэфия, ночь

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Волокна сухожилий, твердыни алебастровых костей и тугие струны кобальтовых вен…
Вся мрачная поэзия смерти.
На свидания с ней Николло де Ланца – художник, ученый, анатом – крался, как тот тайный поклонник. Он производил вскрытия трупов. Препарировал саму суть вещей. И лишь ночь с фальцетом звезды в осеннем небе была свидетельницей этого страшного таинства. Ночь и один любопытный мальчишка, который однажды решил проследить за мастером...

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-08-05 16:19:54)

+2

2

Иду за тобой неотступно,
Я - тень, я твой тихий двойник!
Кто молча, бесшумно, преступно
К тебе в скрытный разум проник.

Темень была непроглядная.
Витто открыл один глаз, следом второй... а был ли в этом смысл? М-да, смысла никакого... Тогда мальчишка пустил в ход давний проверенный прием: резко зажмурился на пару секунд, для пущего эффекта надавив пальцами на веки, а затем широко распахнул сразу оба глаза. Теперь в темноте проступили очертания обстановки: стены, кушетка, в углу кособокий, кое-как сколоченный бочонок, неряшливая охапка сена и верхушка приставной лестницы. Мансарда с выходом прямо на черепичную крышу, несомненное достоинство мастерской.
Витто прислушался, затаив на секунду дыхание, и вскоре расплылся в ухмылке. Снизу доносились тихие, осторожные шаги, как если бы кто-то крался, намеренно стремясь остаться незамеченным. Но это впечатление обманчиво: уж мастер де Ланца точно не стал бы утруждаться во имя спокойного здорового сна своего ученика! Дело в его манере: он привык передвигаться в стенах своей обители непринужденно и легко, будто крадучись или танцуя, потому что ему был известен здесь каждый закуток; он вслепую перешагивал через разбросанные по полу инструменты, не создавая никакого шума. За исключением, конечно, эпизодов творческого озарения, когда худощавый гений превращался в сгусток неудержимой энергии, в ураган, сметающий все на своем пути. Витто нравилось украдкой наблюдать за ним в эти моменты, посмеиваясь себе под нос и (разве что чуточку, смутно, где-то глубоко в душе) восхищаясь этой бесспорной силой вдохновения, подчиняющего себе волю мастера.
Вполне вероятно, что сейчас Николло и вовсе понятия не имел о своем ночном постояльце: обычно Витто мог шататься где угодно, от своего отчего дома до городской площади, где бродяги по ночам разводят яркие костры и распевают песни. А уж песни распевать Витторио Вестри горазд! Кто, если не он?! Но нынешняя ночь обещала приключение еще более захватывающее, поэтому ученик снова обратился в слух. Вскоре едва различимый скрип входной двери, с трудом повернувшейся на петлях, сообщил о том, что художник покинул свою мастерскую.
Ага! Вот и попался!
Не медля ни минуты, Витто соскользнул с кушетки (на ней обычно спал - если вдруг решал отвлечься на сон - сам изобретатель; ученик же чаще всего довольствовался охапкой душистого сена или громоздким старым сундуком внизу) и юркнул к приставной лестнице. С обезьяньей ловкостью он спустился вниз, замер, вновь прислушиваясь, и быстро двинулся дальше. Глаза мальчишки уже привыкли к темноте, и он ухитрился сперва разглядеть, а потом походя стянуть с края стола ячменную лепешку, к которой мастер де Ланца даже не притронулся - видимо, охваченный новым замыслом.
Каким? Вот мы и узнаем!
Витто выскользнул за дверь, активно покрутил головой и успел увидеть угловатую фигуру художника в самом конце улицы. О, вызов принят! Стянув потертые кожаные башмаки, Витто затолкал их в карманы своей безрукавки и бесшумной босоногой тенью отправился следом за мастером. Его ночные вылазки не были новинкой, но чаще всего смышленый ученик бывал в курсе, куда отправился горе-наставник и зачем - тот быстро уяснил, что "расколоться" и выложить все начистоту куда проще, чем ждать, пока любознательность Витторио объединится с его упорством и изобретательностью в фатальное трио. Но тут было что-то не то, что-то новое... Нередко Витто сам выполнял поручения по ночам, но в последнее время трофеями изобретателя, возвращавшегося в мастерскую только под утро, становились подозрительного (еще более подозрительного, чем обычно) вида окровавленные тряпки, смахивающие на обрывки савана, склянки с закопченным изнутри стеклом, скрывающим содержимое, и прочее... любопытное, пусть и дурно пахнущее. Утром после таких вылазок Николло выглядел, как всегда, невыспавшимся, но довольным и задумчивым.
Однако на благочестивые расспросы прилежного своего ученика был склонен отвечать разве что звонкими оплеухами. И зря!
"Сам напросился, маэстро", - с затаенным удовлетворением подумал коварный юный шпион, ступая по холодной мягкой грязи вдоль стен и изгородей, ни на мгновение не выпуская из виду темный плащ изобретателя.

+2

3

Подготовить тело и выкопать яму. В три фута глубиной, если родственник умершего из бедняков, и в шесть, - если заказчик зажиточный и готов доплатить, лишь бы до гроба не добрались расхитители могил. Уберто был не просто трудягой с лопатой, в Лирэфии его считали перевозчиком душ. Для всякого почившего он становился последней остановкой на пути «жизнь – вечность».

Когда Николло пришел в это мрачное царство в первый раз и попросил наблюдать за работой могильщика, его выставили взашей. Ещё и обругали цветистым слогом – богаче только у сапожников. Но живописец не сдался. Вернулся ещё раз, принес эскизы и долго объяснял, как необходимы ему познания в анатомии человека. Что он создаст научный труд и по нему станут обучать скульпторов и художников. Даже врачей. Возможно, зарисовки и описания скелета, хитросплетений артерий и узловатых жил будут спасать жизни! И то ли его горящий взгляд, то ли твердость кисти в работах, не лишенных дара, заставили Уберто засомневаться. Он пустил чудаковатого творца к себе. Брать деньги наотрез отказался, но бутылку браги всякий раз принимал. Тепло, влитое залпом, чуть притупляло рассудок, вопящий о том, что в затеянном много от греха... К слову, сохранить в тайне их сотрудничество, живописец и могильщик решили, не сговариваясь. Ведь всего один шепоток, пущенный между соседями, и уже их - вероотступников зароют в могилы инквизиторские псы...

Оказанным доверием де Ланца не злоупотреблял. Наведывался раз в месяц и всегда после захода. Близящаяся октябрьская ночь тоже напоминала остывающее тело, которое покидали остатки солнечной крови. И как наползает на некогда розовую кожу голубоватая бледность, так же на город наплывали туманы. Они ложились на спины угрюмых домов, напичканные спящими петерианцами, и обволакивали своей мутной сукровицей спешащего путника. Плащ Николло, сшитый из грубой шерсти, весь покрылся блестящими бисеринками влаги.

Хибара Уберто находилась на окраине города, недалеко от часовни святого Франциска и кладбища. Де Ланца уже почти дошел до знакомого дома с красной дверью и коварным низким порогом, об который можно убиться. Вот ведь насмешка судьбы! Но тут насторожился. Взошедшая луна, теперь светящая прямо в спину, разыграла театр теней – чей-то силуэт мазнул по кирпичной стене рядом с фигурой Николло. Изобретатель не сбавил хода, но незаметно занырнул рукой под плащ. Нашарил... скальпель. В такие походы он всякий раз брал нехитрый набор медицинских инструментов. 

Шатущие, голодные, бредущие... После полуночи в этих краях на улицы выползала разная рвань и дрань, голь и бось, живущая лишь разбоем и воровством. Немало счастливчиков, что получили зуботычину в бок или удар плашмя по темечку, потом становились клиентами Уберто. Присоединяться к ним Николло не спешил. А потому шагнул за очередной угол и вдруг замер. Слившись со стеной, мужчина подкарауливал незваного попутчика. Внутри всё похолодело, затылок щекотало ощущение близящейся опасности. Но когда крадущаяся тень выросла перед поворотом, сначала длинная, но затем все короче, короче, в руке, привыкшей выверенным движением рассекать плоть мертвецов, блеснуло лезвие. Остро заточенный скальпель, будто игрушка какого-то злого божества, отразила решительный карий взгляд. Резко, не давая опомниться, де Ланца припер незнакомца к стене и приставил нечаянное оружие к горлу.

ОФФ

Прости за ересь, друг. Первый пост - он трудный самый.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-06-30 14:37:49)

+2

4

Ай да Витто!
Ай да...

...ловкий малый! Художник двигался вперед, бодро перебирая своими худыми длинными ногами, и компактному преследователю приходилось делать на каждый его шаг как минимум полтора своих. Но он ухитрялся совершенно не производить шума и больше всего радовался своей находке с засунутыми в карманы башмаками (Хитрость века! К дьяволу промозглый октябрь!). Холодное месиво под ногами его не смущало. Зато, когда под стопой вдруг оказывался шершавый булыжник мостовой, а не очередная лужа, стук подошв не выдавал его присутствие гулким эхом. Так шел бы и шел!
И все-таки...
Далеко еще?
Они уже успели пройти две длинные центральные улицы до самого конца и миновать пару развилок, но цель вылазки еще не забрезжила на горизонте. Витто изо всех сил сдерживался, чтобы не дышать громче обыкновенного; в боку начало саднить, а наспех проглоченная ячменная лепешка неповоротливо перекатывалась в желудке - куда, кстати, прибыла в гордом одиночестве и оказалась единственной гостьей за целый день. Но если кто и отступается от задуманного, то только не молодой синьор Вестри. Жгучее любопытство подгоняло пуще холода, ощутимо леденящего босые пятки.
Бррр. Почему-то башмачная идея уже не казалась такой блестящей.
Несмотря на это, шпион-дебютант наслаждался этой маленькой игрой, неотступно следуя за беззаботным мастером и не имея ни малейшего представления о том, куда их приведет эта не лишенная странности ночная прогулка. Но кто не любит животрепещущих интриг? Щекочущих нервы рисков? Загадок и таинственных открытий?
Хоть будет, о чем в мемуарах написать на склоне лет!
Тем временем на бархатный небосвод вскарабкалась луна, и в призрачном ее свете фигура изобретателя обозначилась так четко, как если бы на дворе был белый день. Не подозревая о своем незримом спутнике, он прошел уже внушительное расстояние, но навстречу им не попалось ни одного припозднившегося прохожего. Как еще это назвать, если не редкостной удачей! Мысли Витто внезапно обратились к четырехлистному клеверу, что он обнаружил (и, разумеется, проглотил) еще в августе. Запоздалое везение? Ну нет, поздно в таких случаях вовсе не бывает. Самое время - сейчас!
Кто еще приободрит отважного героя, как не он сам? Неунывающий ученик не сбавлял скорости, поспешая за художником. А тот вдруг приостановился и следом резко свернул в один из переулков, будто весь его мудреный маршрут был непредсказуемым экспромтом. Но такого уж точно случиться не могло: слишком уверенно Николло шагал вперед до этого момента. Раззадоренный неуемным любопытством, которое однажды точно поглотит его изнутри, Витто все же замер на секунду и дал изобретателю небольшую фору. Чего ему это стоило! И только спустя три удара сердца он, затаив дыхание, шагнул в темный проулок между домами, куда уже не проливался мертвенный лунный свет.
Пара осторожных крадущихся шагов... А плащ наставника будто растворился в непроглядной темноте.
Еще один шаг вперед. Витто прищурился и вытянул шею, силясь различить движение во тьме, но через секунду нужда в этом отпала; парнишка болезненно охнул в полный голос, отправляя к чертям всю свою прежнюю скрытность.
Движение есть жизнь! Но чаще - все же смерть. Увы!
Особенно если острейшее лезвие, словив отблеск какого-то далекого огня, оказывается у самого твоего горла, и гладкий металл мерзко холодит кожу. Вдобавок к этому незадачливого шпиона со всего размаху впечатали в стену спиной, и теперь он мог только судорожно хватать ртом воздух и таращить глаза на выступающее из темноты бледное лицо под темным капюшоном. И как апофеоз: нога в ботинке отдавила его босую ступню, едва не заставив взвыть от боли.
- Пощады! П-п-пощады, маэстро, это я! - прохрипел, заикаясь, застигнутый врасплох преследователь, впиваясь всеми десятью пальцами в запястье держащей лезвие руки. - Никто больше за тобой не шел, я... я проследил!

+3

5

Это мог быть забулдыга с раскроенным в трактирной драке лицом и хмельным дыханием. Бандит из тех, что «кошелек или жизнь». Или даже шпион инквизиции, кому донесли о визитах изобретателя в столь подозрительное место, как обитель могильщика. Но это был… Витто? Николло отшатнулся, услышав знакомый голос и, главное, обращение - «маэстро». Кроме подмастерья де Ланца больше никто так не называл. Мужчина схватил мальчишку за плечи и развернул лицом к лунному свету. Ну да, кудрявые пышные вихры, голубые глаза с огромными, по-девичьи закрученными ресницами, и пухлые, ещё с налетом детства, щеки…

- Какого лешего ты здесь забыл?! – на эмоциях де Ланца даже встряхнул горе-помощника, не замечая, что лезвие всё так зажато в левой руке. Брови нахмурились, а на лбу проступила гневная жилка. Это был один из тех разговоров, когда мастер откровенно злился и мысленно обещал на следующий же день выставить наглого парня вон из мастерской.

- Как тебе это вообще в голову пришло?! Проследил! Среди ночи! Черти куда! – резкая отповедь звучала чересчур громко для пустынных улиц спящей Лирэфии. Потому сначала где-то на задворках захлопали ставни, а затем и вовсе поднялся собачий лай. Вуф-вуф-вуф. Николло отпустил мальца и с недоумением разглядывал его запуганную физиономию. Это ж надо, прошагал полгорода, не выдал себя, не насобирал неприятностей на пятую давнонепоротую точку… А это ещё что? Художник с недоумением вгляделся в посиневшие от холода, замызганные ноги подмастерья. И нелепо выглядывающий из кармана ботинок с поникшим шнурком.

- Почему ты босяком?
– постигнуть всю хитрость маневра - бесшумного кошачьего шага изобретательский ум не смог…

Мысли художника теперь были больше заняты тем, как им быть. Отправить мальчишку обратно одного – безумие. Брать с собой в дом – препарировать труп – ещё большее сумасшествие. Вовсе отказаться от визита… В задумчивости Николло стал играл скальпелем, пустив его кувыркаться через костяшки пальцев, но через минуту выдохнул. Шумно и глубоко. Вместе с облачком пара, растворившегося в подстывшем воздухе, кажется, исчез и его гнев.

- Ты, бедняга, не знаешь, во что ввязался. – тон был уже спокойным, ровным, даже с ноткой сочувствия:

- Идем, только больше молчи. - дом могильщика был скромным, но довольным просторным. Разделен на две зоны. Одна жилая: с матрасом, набитым сеном, печуркой, да добротным сундуком, другая - рабочая. Огромная колода посреди комнаты, множество полок, забитыми всякой всячиной, и сухими пучками лаванды, что душистой гирляндой были развешены под потолком. Однако, к тонкому, цветочному флёру примешивались ещё оттенки. Неперебиваемый дух гниющей плоти. И какого-то бальзама. Николло давно для себя решил, что именно так - отвратительно-сладко, и пахнет смерть. 

Спертый воздух – первое, что дыхнуло на гостей, когда Уберто распахнул дверь. Могильщик был вообщем-то нестарым мужчиной, с мускулистыми руками, стремительно лысеющей головой и ртом – даже не губами, а какой-то равнодушной складкой. Оно и понятно, клиенты у Уберто были необщительными, а потому говорил он редко и только по делу. Вот и сейчас могильщик лишь хмуро кивнул темноволосому гостю и удостоил его спутника буравящим взглядом. Противиться не стал, однако в прищуренном глазах так и читалось осуждение. «Мало ему было, кощуннику, потешить свой интерес, теперь ещё и ребенка привел!»

Уберто недовольно гремел какой-то утварью на кухне, пока художник по кругу обходил рабочий стол. На нём высилось тело, покрытое белоснежным хлопковым саваном. Даже будучи не явленной миру, в очертаниях угадывалась женская фигура. Николло бережно, не спеша, откинул ткань, сначала с лица, затем ниже, ниже. И будто статуя, только рожденная скульптором, лишенная покрывала, перед зрителями явилась седовласая старуха. Она была одета в простую сорочку, еле скрывающую её иссушенные прелести, руки безвольно протянуты вдоль тела, и только лицо - умиротворенное. Как будто она только-только отошла ко сну, прикрыла веки, чтобы увидеть видение. Сейчас её вообщем-то незамысловатая внешность казалась даже более отточенной, зафиксированной. Будто бы принявшей свою окончательную форму.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-06-30 21:39:47)

+1

6

Позвали нас в гости -
Ну что за дела?
Хозяин свихнулся,
Хозяйка... слегла.

Встречая шквал негодования и ярости художника, Витто мужественно стиснул зубы, выдвинул вперед подбородок и на пару секунд зачем-то зажмурился. В его кудрявой голове все еще жила наивная детская вера в то, что стоит только закрыть глаза на неприятности, как они тоже вмиг ослепнут и не увидят свою цель - тебя. Хотя опыт уже подсказывал подмастерью, что добровольно лишать себя обзора в центре передряги - идея весьма сомнительная.
- Это ты забыл, маэстро! - набравшись наглости и храбрости в одинаковых пропорциях, выпалил мальчишка, разом распахивая глаза. - Меня забыл, между прочим! В мастерской. Не сказал, куда идешь. А если бы тебе понадобилась помощь, м? Что тогда? Еще и пожалел бы, что нету рядом Витто... - изобретатель наконец-то отпустил ученика, и тот принялся отряхивать свой камзол с видом оскорбленной невинности и униженного достоинства. - А вместо благодарности - чуть не прирезал. Вот спасибо так спасибо!
Его звонкий голос легко перекрывал поднявшийся кругом шум, стук оконных створок и собачий лай. Возмущенно фыркнув, Витто ловко обогнул задумавшегося о чем-то мастера и зашлепал по грязи вперед. Потом, правда, спохватился и предпочел обуть свои ботинки, потому что заледеневшие чумазые ступни уже почти не чувствовали под собой земли.
Все это, впрочем, было уже неважно: Николло принял решение взять помощника с собой, и тот, конечно, с готовностью закивал вихрастой головой в знак согласия с советом помолчать. Оставаясь, разумеется, при своем мнении на этот счет.
Идти осталось недолго. Вскоре ночные визитеры уже заходили в безликий дом - один из многих, каких десятки в густонаселенных кварталах. Эта хибара прилепилась к самому краю города, затесавшись между часовней и кладбищенской оградой. Декорации подобраны со вкусом... Пламя жгучего любопытства Витто разгорелось еще жарче, когда он встретился взглядом с угрюмым хозяином хижины, впустившим их внутрь. Тот не сказал ни слова, но в этом не было нужды - уж очень выразительный у него был вид. Подмастерье даже прикусил язык, когда хотел было прокомментировать тяжелый взгляд, которым его смерил гостеприимец. Но что-то в стенах этого дома было не так. Что-то смиряло неуемный бойкий нрав мальчишки; что-то заставило его втянуть носом затхлый воздух и насторожиться.
Послушный и тихий, - просто отрада для учителя! - прошел он следом за Николло в комнату, где посередине высилась громоздкая деревянная колода. Витто обежал всю обстановку быстрым взглядом, не фокусируясь на полках или засушенных цветах, снова вернулся к главному объекту наблюдения. И тут же громко ойкнул. У него на глазах мастер аккуратно стягивал тканевое полотно с тела старой женщины, неподвижно лежащей на спине.
Вероломство всклокоченного гения ее не возмутило. Она не повела и ухом, когда обнажились ее худощавые, вывернутые под неестественным углом колени. Никаких "фу, нахал!" и "бесстыдник окаянный!", и прочих возгласов, которые так любят пожилые дамы. На редкость молчалива и...
Витто на цыпочках приблизился к рабочему столу, глядя на тело округлившимися глазами. Он протянул руку и коснулся кончиками пальцев холодной, чуть липкой кожи на ее плече.
...мертва?
Подмастерье молниеносно отдернул руку, отпрянул, закусив губу, чтобы не вскрикнуть, и воззрился на наставника со смесью испуга и неверия.
Тем временем в дверном проеме, открывающем вид на жилую часть дома, показался хозяин: он держал в руках кружку с каким-то дымящимся пойлом и выглядел абсолютно невозмутимо.
- Синьор, я прошу простить меня за беспокойство, но у вас тут, кажется, скончалась какая-то почтенная синьора? - подчеркнуто вежливо осведомился Витто, незаметно вытирая о штанину пальцы, которые дотрагивались до лягушачьей кожи старухи. Прежде угрюмый хозяин вдруг глухо хохотнул и, указав на Витто своей кружкой, обратился к художнику:
- А парнишка-то у вас, смотрю, смышленый.
Покачивая головой, он скрылся в своей комнате. Наконец, преодолев первое изумление, юный подмастерье начал что-то понимать.
- Так это могильщик? - свистящим шепотом спросил он, пододвигаясь ближе к мастеру. - Пусть так, а нам-то что здесь нужно? Вы же не собираетесь... - от волнения Витто даже не заметил, что церемонно назвал учителя на "вы", чего не делал уже давненько. Ему вспомнился сверкнувший в темноте скальпель, только недавно побывавший у его собственного горла. Он сдавленно сглотнул. - Маэстро! Что, серьезно? А если кто узнает??
Покосившись на старуху в куцой сорочке и еще понизив голос, он добавил:
- И почему она такая... сдутая? Ну... я имею в виду... хм...

+3

7

- Если узнают, Витто, то нас отлучат от церкви или предадут огню. – на полный ужаса вопрос подмастерья Николло ответил будничным тоном. Он ни на секунду не отвлёкся от процесса – пальпации старушечьего тела. Художник внимательно рассматривал её ладони, то с одной, то с другой стороны, перламутровые пластины ногтей, изучал иссушенные реки вен на запястьях. Почему де Ланца приглянулись именно руки? На взгляд живописца, они были красивы. С сеточкой морщин, как будто гравер провел по нему тонким штихелем, и натруженными мозолями подушечек – словно женщина при жизни очень часто наматывала нить на веретено.

- Мне кажется, она не сдутая, она дряхлая. И судя по всему, как древо - источена жучком болезни изнутри. - последнюю фразу ученый почему-то произнес с восхищением. Он уже предвкушал, какие открытия ему может принести некропсия... Хотя вскрытие и было официально запрещено папской буллой. Каждый, кто пытался влезть в «дела божьи», всегда действовал на свой страх риск, и всю жизнь затем был вынужден жить с ощущением, что за ним «придут». Хотел ли мастер обречь на это своего помощника? Отнюдь. Но раз уж сама судьба привела её сегодня…

- Знаешь, Витто, когда я учился в монастыре, я прочел немало фолиантов. Церковь объясняет, что человек – это храм святого духа. Однажды в день Страшного суда каждый должен воскреснуть и причем именно таким, каким был раньше… Поэтому некропсия запрещена. - изобретатель мягко перехватил руку пожилой женщины и взялся изучать её выше, прочувствованными движениями пробегая предплечье и полукружие локтевого сустава. Тощая, изглоданная нищей жизнью, старуха и без вскрытия была идеальным объектом для исследований.

- Но мне кажется, дело в другом. Ведь прогресс науки развенчивает заветы «Книги света». Чего стоит только наблюдение Луиджи, который установил, что в мужчины и женщины 24 ребра. А ведь святые отцы учат, что у мужчины их всего 23. Из последнего же Отцом-Создателем была сотворена женщина. Другой анатом… - его труд изобретатель недавно выкупил у контрабандистов,

- …объясняет, что и той самой «несгораемой косточки», из которого тело, подобно вишне произрастет вновь в день Суда, не существует. – на сих словах могильщик осенил себя святым знамением и что-то зашептал себе под нос. Николло же взобрался до самых плеч старухи, бережно приспуская батистовую ткань сорочки… В тот момент пламя одной из свечей затанцевало от сквозняка, задрожало и, выбросив в воздух черную змейку дыма, погасло. Чуть слышно скрипнули деревянные половицы... Казалось, что сам дух почившей возмутился бесцеремонностью темноволосого мужчины.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-07-03 21:18:04)

+2

8

Творятся темные дела
Под кровом темноты.
Творятся темные дела -
Я не боюсь, а ты?

Витто машинально потянулся и сомкнул пальцы на своем наперсном кресте, вырезанном из гладкого дерева. Невероятно, но за все годы своей насыщенной событиями и передрягами жизни он ухитрился ни разу его не потерять - религиозная вещица была при нем с рождения. Сын убежденных петерианцев, сам Витторио ярым приверженцем веры не был, но чудом уцелевший крест считал чем-то вроде своего счастливого талисмана. Удобно: в нужные моменты это производило именно то благочестивое впечатление, на которое пройдоха зачастую рассчитывал. И теперь, теребя предмет культа в пальцах, подмастерье рассеянно наблюдал за действиями маэстро, в мыслях живописуя себе все подробности линчевания, которому в случае раскрытия тайны его подвергнут... нет, даже не инквизиторы, а те самые люди, стараниями которых он был рожден на свет.
Сын отлучен от церкви! Позор на семь колен вперед!
Мысли эти, понятное дело, не принесли Витто успокоения, и он принялся расхаживать вокруг рабочего стола, мельтеша на периферии. При всем волнении ученику все же было любопытно, чем именно занимается мастер, и время от времени он заглядывал ему через плечо или подныривал под руку, следя за тем, как на пергаменте появляются бледные линии, повторяющие контуры мертвых ладоней. И вместе с тем, вполне вероятно, раздражая сосредоточенного художника своим вмешательством.
А, может, и нет.
Никто не стал бы спорить с тем, что де Ланца - гений. Переключить внимание гения, когда он увлечен своей самой большой страстью, не получится даже намеренно. Что уж говорить о каких-то легких шагах за спиной! Наверняка он их и вовсе не замечал.
Секундочку! Шаги...
Витто вдруг замер, занеся ногу над половицей. Она могла бы отозваться скрипом на его шаг, но шага-то не случилось! А пол скрипнул все равно. Балансируя на одной ноге, мальчишка чутко прислушался, а потом, предельно осторожно коснувшись ступней пола, стал живо жестикулировать обеими руками. Благо, он стоял совсем близко к художнику и добился, что тот поднял-таки взгляд, едва не схлопотав рукой подмастерья по носу.
- Тшшш! - Витто округлил глаза и поднес к губам указательный палец. Тишина воцарилась как раз вовремя - вовремя для того, чтобы услышать, как кто-то осторожно шагает снаружи по высохшей траве и, огибая дом, оказывается у плотно закрытого ставнями окна рабочего помещения могильщика. Чуть слышный шорох - чьи-то пальцы пробежались по шершавой деревянной створке, еще не пытаясь открыть ее, но уже оценивая возможность сделать это. Затем шаги послышались вновь: теперь им вторил тихий скрип подгнившего крыльца. Секунда промедления и...
Тук-тук-тук.
Дьявол тебя раздери!
Точно гром среди ясного неба, деликатный стук подстегнул предприимчивого парня к немедленному действию. На самых цыпочках он бесшумно метнулся к мастеру, бесцеремонно выхватил из его рук пергамент и грифель и без колебаний в мгновение ока спрятал их под своим мешковатым камзолом. Следом он протянул ладонь за скальпелем, выложенным на край стола.
- Здесь есть черный ход? Или можно подняться на крышу? Или хотя бы второе окно в жилой части? Я смогу незаметно уйти, маэстро, - беззвучной скороговоркой зашептал Витто одними губами, переводя взгляд на обомлевшего могильщика - тот застыл в дверном проеме и, казалось, от ужаса готов был присоединиться к лежащей на столе старухе в лучшем из миров. Куда девалась прежняя невозмутимость?
- Ну же, скорее, мастер! - Горячо поторопил слегка побледневший подмастерье, тряхнув раскрытой вверх ладонью, все еще в ожидании скальпеля. Что могло скомпрометировать изобретателя больше, чем этот устрашающего вида инструмент поблизости от трупа?!
В такт новому стуку в дверь дрогнуло тонкое пламя пары оплывших свечей.
- Я-то ускользну, а ты?!

+3

9

Когда-то Николло сам был подмастерьем. Любопытным мальчишкой, что своими выходками доводил маэстро Джеромо до белого каленья… Неверно смешал краски: «сколько раз тебе талдычить, переборщишь с костным клеем, и фреска будет не мягко-матовой, а блестящей, как потный лоб!». Неудачно опрокинул ведро, напугав художника, – а ведь тот даже задержал дыхание, чтобы выписать тонкую складку век. Позволил себе критиковать мастера! «Господин, а Вы не находите, что вот этот парус выглядит, как обвисшая старушечья грудь…». И почему Джеромо держал подле себя малолетнего наглеца? Де Ланца искоса поглядел на своего помощника… Потому что тот, как никто, умел веселить его?

Праведный ужас Витто искренне позабавил изобретателя. Сколько ими было пройдено вместе, а парень всё удивлялся методам де Ланца! Главному принципу: нельзя закапываться в предрассудках, плутать в схоластических рассуждениях предков. Всё. Абсолютно всё нужно проверять самому. Разглядывать. Прощупывать. Вскрывать. Скальпель уютно устроился в левой ладони Николло, и он – точным, давящим движением рассек грудную клетку трупа. Послышался сдавленный хруст.

Он делал это не в первый раз. Было немало проб и ошибок. Не имея опыта, мужчина учился ремеслу анатома по книгам. Добытым не самым законным способом, конечно. Но прочел и один официальный медицинский трактат. В том известный авельский врач живописал о вскрытии казненного изменника. Это ещё было до официального запрета. Лет пятьдесят назад. Тогда поглядеть на некропсию собрались студенты медикуса и даже почтенная публика. Демонстрацию развернувшегося нутра сопровождало выступление музыкантов. А потому в народе зрелище прозвали «анатомическим театром»...

Дряхлая кожа старухи тоже раскрылась, как занавес, являя тайны закулисья человеческого организма… Художник поманил к себе Витто, а сам уже бегло набрасывал на листе закорючки. Он всегда делал так. Мешал рисунки с собственными пометками. Фразы прорастали в штрихи, буквы почковались на линиях. Этой ночью де Ланца хотел добраться до сокровенного – сердца. Изучить строение этого мощного двигателя. Пусть и замершего, прервавшего свой ход… Но главный зритель вдруг зашикал на него. Внимательные карие медленно и нехотя оторвались от работы:

- Витто, если выворачивает желудок, сходи, подыши воздухом, это всегда помогает. - однако, было в выражении подмастерья что-то иное… Де Ланца не раз замечал за собой: когда он работал, мог не слышать даже самого настырного стука в дверь. Окриков. Творящегося на улице переполоха. Кажется, случись пожар, инженер понял бы это, только если бы языки пламени подобрались прямиком к его чертежам… У помощника же был необычайно чуткий слух. Вот и сейчас мальчишка настороженно вслушивался. Как та мышь, что почуяла кошку. Вытянувшись в полный рост, замерев на задних лапках и вращая локаторами ушных раковин при малейшем шорохе.

- Вы кого-то ждете? – Николло вдруг оглянулся на могильщика. Нижние веки сощурились, а по спине прошел липкий, противный холодок. Чтобы помешало бы Уберто предать его? Они не заключали никаких сделок. Не были связаны деньгами, долгом. Инквизиторы запросто могли выйти на след. Просто не спешить. Придавить могильщика ногтем, как блоху, и заставить подыграть. Поймать с поличным чересчур любознательного ученого. Не потому ли перевозчик душ так напрягся, когда увидел невинного ребёнка? Тот, к слову, оказался необычайно находчивым. Уже прятал улики и готовил план отступления...

- Нет, не жду, - угрюмо пробасил Уберто,

- Но там, в жилой части дома, есть вторая дверь. Ведет прямо на кладбище. В случае чего, мальчонка может спрятаться в могильной яме. Я выкопал её к завтрашнему утру для покойницы. – за окном скользнула чья-то тень. Идея казалась не самой удачной. Будь это папские ищейки, они бы давно окружили дом и караулили со всех выходов. Впрочем, если Уберто решился сдать де Ланца, ни одному из них отсюда уже не уйти.

- Делай, как велено, Витто. Они всё равно уже слышали наши голоса. А нам с Вами, - живописец отвернулся от могильщика и поспешно накрыл изуродованное тело старухи саваном. Показалось, или на её губах застыла насмешливая, жуткая гримаса?

-...стоит проверить, кому ещё сегодня не спится.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-07-07 23:35:06)

+2

10

- Спи, милая малютка, засыпай!
- Готово, гроб опущен... засыпай.

Юноша любознательный, отважный и во всех отношениях сообразительный, Витто, конечно, давно был в курсе анатомических изысканий маэстро. В лояльном отношении де Ланца к мертвецам тоже не было сюрприза: в самую первую их встречу изобретатель проявил редкий - не гастрономический! - для обывателя интерес к только что убитому голубю, чем произвел впечатление человека, полностью свободного от предрассуков и брезгливости.
И все-таки, одно дело - сбитая рогаткой птица, и совсем другое - мертвая старуха, лежашая на этой унылой деревянной колоде с бесстыдно распахнутой грудной клеткой. Зная о специфических интересах мастера, Витто всё же никогда прежде не присутствовал при этой процедуре.Теперь, невольно возвращаясь в памяти к тому зловещему хрусту, с которым лезвие вошло в мертвую плоть, он вынужден был счесть это зрелище довольно-таки неприятным. Очень даже неприятным. А говоря точнее, просто-напросто...
- Мне-то ничего не выворачивает, - невольно ощупывая собственную худощавую грудь, глухо проворчал подмастерье, не удержавшись от комментария даже в этой напряженной ситуации. Хотя его реплика, скорее всего, осталась незамеченной: Николло и могильщик перебрасывались короткими фразами, пытаясь сориентироваться в ситуации. Сам-то он сориентировался уже давно. Блокнот с записями маэстро приятной тяжестью ощущался под камзолом, и юноша был хоть и взволнован, но вместе с тем горд своим вкладом в спасение бесценной ноши с бесчисленными набросками, чертежами, заметками и расчетами.
Как сжатая пружина, он ждал только решающей команды к действию. Энтузиазм его слегка поостыл, когда выяснилось, что убежищем герою послужит свежеразрытая могила, но разве придется выбирать? Напоследок одарив маэстро взглядом - больше обеспокоенным, чем укоризненным, хотя изобразить хотелось именно второе, - Витто прошмыгнул мимо здоровяка Уберто в жилую часть хибары. Там действительно обнаружилась вторая дверь - покосившаяся, но, к счастью, не скрипучая. Переступив через порог, Витто тут же прижался к стене дома, сливаясь с ней, как тень, а после огляделся. Ночь выдалась лунная, очертания ближайших надгробий четко вырисовывались прямо впереди. Но подмастерье крадучись двинулся в другую сторону, огибая дом, чтобы посмотреть, кто явился на порог могильщика.
Вызваться унести самое ценное, а потом сунуть нос в гущу переплёта? Резонно! Почему нет? Как спасаться, если не знать толком, от чего?
Витто сам не представлял, кого он собирается увидеть: нищего бродягу-попрошайку, подозрительного соседа или мрачных инквизиторов в темных одеждах, ниспадающих до земли. Но реальность противоречила всем его ожиданиям. У двери съежилась маленькая девичья фигурка, кое-как укутанная в темный плащ.  Даже со стороны была заметна сковавшая ее робость; в руках девушка держала маленький неопрятный сверток. Она еще подождала, бесстыдно пристроившись ухом к дверной створке, но все же отважилась постучать еще раз. Стук оборвался, дверь приоткрылась на подозрительную щелку, и из темноты выплыло угрюмое лицо могильщика, характерно подсвеченное снизу - в руках он держал оплывшую свечу.
"Будь я проклят, вот так симпатяга!" - Витто невольно посочувствовал ночной гостье и с облегчением перевел дух. На посланницу церковников она была решительно не похожа, а значит, явной опасности нет, и не придется рисковать свернуть себе шею, свалившись в разрытую могилу.
Говорили вполголоса, но такой тихой ночью все звуки становятся слышнее. Подмастерье аккуратно переступил с ноги на ногу, устраиваясь поудобнее, и весь обратился в слух. Причина визита крылась в том самом маленьком свертке, что она прежде прижимала к груди, а теперь отняла, чтобы продемонстрировать Уберто. Мертворожденный младенец, который не успел принять крещение и был обречен быть зарытым где-то в канаве или у дороги, но никак не в церковной земле. Как раз для того, чтобы попросить о клочке этой земли, явилась к могильщику страдалица-мать. Ответов Уберто подмастерье уже не расслышал. Тот вышел на крыльцо, плотно затворил дверь и загородил ее спиной, а значит, возвращаться нужно было тем же путем, каким пришел сюда. Но, раз опасность миновала, можно ведь и не торопиться?
Теперь Витто отправился прямиком на кладбище. Там он самозабвенно бродил среди могильных камней, без труда различая буквы при свете луны, а около одной могилы даже остановился и, достав блокнот маэстро, деловито зарисовал мудреный вензель какого-то знатного покойника. Точнее, на рисование времени не было, да и освещение не то (а еще кривоватые руки), поэтому он положил пергамент сверху на гравировку и, не мудрствуя лукаво, густо заштриховал лист грифелем, получая вполне сносный отпечаток. Хитрое переплетение литер V и C он взял себе на заметку, вынашивая давний замысел о том, чтобы самому когда-нибудь обзавестись собственным хитросплетённым вензелем.
Но вид бумаги и грифеля напомнил ему о том, что он, удрав, оставил маэстро перед мертвым телом без возможности сделать наброски. Хорошо еще, скальпель не успел утащить! Досадуя на себя и посмеиваясь одновременно, Витто вернулся к задней двери  и ужом скользнул внутрь. На столе в жилой части дома обнаружилась нехитрая снедь, чему вечно голодный растущий организм подмастерья был рад. Отправив в рот сразу несколько кусков сыра и от души глотнув вина из кружки, он тихо вернулся в ту часть дома, где оставил сладкую парочку, увлеченную друг другом: художника и натурщицу, творца и музу, исследователя и... материал.
Сам хваленый гений стоял сбоку от двери, прислушиваясь к разговору на крыльце. Витто слегка удивился, что беседа затянулась так надолго, но особенно не насторожился. Вместо этого он подошел ближе к столу и, мельком глянув на вскрытое тело, с усилием сглотнул, удерживая в желудке только что упавший туда сыр.
- И что тебе это даст? - свистящим шепотом осведомился он, заставляя маэстро вздрогнуть от неожиданности. Обернувшись, тот мог лицезреть своего подопечного, небрежно облокотившегося на колоду левой рукой и делающего какие-то пометки (на самом деле, доводя до совершенства копию вензеля с надгробия) в лежащем рядом с телом блокноте правой. - Ты думаешь, внутри она устроена точно так же, как мы? Что в ней особенного? А если вскрыть новорожденного, что у него внутри? Все такое же, но маленькое? Или что-то появляется после рождения? Можно посмотреть. А если нас всё-таки поймают... оно того стоит? - Витто вложил в последний вопрос столько скепсиса, сколько смог, скривив недоверчивую гримасу. Куда больше его привлекали инженерные и изобретательские эксперименты мастера, поэтому он был бы не прочь заменить бездыханную старушенцию на какую-нибудь самоходную машину или...
- Когда мы закончим колесницу-косу, хотел бы я знать? - недовольно пробурчал ученик, перелистывая страницы блокнота и поворачивая голову так и эдак в попытке прочесть сделанные мастером шифрованные заметки о вскрытии.

+2

11

Городские мальчишки часто ошивались возле мастерской де Ланца. И всякий раз, когда изобретатель выходил из каморки на свет божий, вовлекали мужчину в свои будни. То им хотелось, чтобы инженер показал что-нибудь эдакое! Жужжащая тарантелла – игрушка из детства Николло – уже не казалась им такой интересной. Подавай другое! Что-нибудь громкое! Может даже, взрывоопасное? То сыграй с нами. Вот, сейчас мы тебе завяжем глаза шарфом, а ты лови! И разбегались в разные стороны, будто им на пятки наступал сам черт. А ослепший художник должен был шарить руками в пространстве. К бедноте де Ланца всегда относился радушно. Наверное, потому что сам когда-то был таким – озорной голытьбой с вечно незаживающими коленками.

Но Витто… Витто отличался от всех. Помимо смешинки, которая беспокойно бултыхалась в его желудке и то и дело прорывалась сквозь хохочущий рот, была в нём та неуёмная любознательность, что отличает всякого ученого. Пока другие его напарники тянули: «ух тыыыыыыы», он, глядя на какую-нибудь простенькое изобретение, морщил лоб: «а зачем вот этот штифт»? «А что, если расположить шестеренку не так, а вот так?». Казалось, что под его пышными кудрями тоже активно вертелся хорошо отлаженный механизм. Николло не мог не отметить, что советы парня были толковыми. А если есть толк, надо брать!

Конечно, отношения мастера и подмастерья складывались непросто. Последний часто огребал, когда с этим самым «любопытством» лез под руку. Порой сам изобретатель забывался в мудреных объяснениях и не понимал, почему, казалось бы, такие простые формулы «не очевидны». Но за несколько лет де Ланца сильно прикипел к Витторио. Он не признался бы, но паренек стал его другом, а потому меньше всего на свете Николло хотел, чтобы сейчас ученика арестовали. Ещё и с таким ужасным обвинением, как «вероотступничество» и «вскрытие трупов».

По этой причине открыть дверь мужчина позволил только после того, как вихрастая макушка скрылась в проёме. В голове завертелись мысли: как он сам объяснит свой визит? Почему находится здесь, ночью, в компании мертвой старухи? Для себя художник решил: если это инквизиторы, то не скажет ничего. Бесполезно. А вот если кто-то другой… Что же, тогда у Николло умерла родственница, и он пришел проводить её в последний путь. Однако, голос ночного гостя – робкий, а вовсе не требовательный, разжег в де Ланца надежду. Ту самую, что шепчет на ухо: «вдруг всё обойдется». Инженер отчетливо слышал женщину. Она о чем-то просила, при этом еле сдерживала жалобные всхлипы.

- Молю Вас, сделайте это… - Николло стоял в напряжении, ловя смутные фразы и разглядывая полосу лунного света от приоткрытой двери, а потому плечи вздрогнули, подскочив, когда сзади неожиданно подкрался Витто. Опять его шутки! Вестри вернулся. И уже с каким-то трофеем.

Само собой, поуспокоенный художник оглядел пергамент с зарисовкой вензеля. Вернее, отпечатка. Густые штрихи - хитрый трюк не укрылся от глаз живописца. Но не сказал ничего. Копирование – тоже хороший урок. Все мастера начинали с подражания великим образцам. И только спустя время нащупывали собственный стиль. И вот к нему-то и стремился де Ланца. Писать реалистично. Будто бы фигуре на полотне не хватает только дыхания, чтобы ожить и сойти с холста...

- А как ты нарисуешь кожу, бугрящуюся мышцами и вспученную венами, если не будешь знать, как те перекрещиваются под ней? – мастер отвечал тихо-тихо, чтобы не спугнуть гостью за дверью – бледную, как сама смерть.

- И как ты создашь скафандр, не имея представления, как работает лёгкое человека?* Организм человека – самый гениальный механизм. И как ты скопировал идею своего вензеля, так и я хочу подсмотреть идеи для будущих изобретений. - на последние вопросы, в том числе о новорожденном, де Ланца дать ответ не успел. Здоровяк Уберто вернулся в дом со свертком – в огромных натруженных руках создание, завернутое в серую ткань, казалось особенно крохотным. Но больше пугало то, что сверток молчал. Это было давящее молчание. Ведь от младенца всегда ожидаешь плача, мерного посапывания или бульканье слюны: «агу, агу», а здесь тишина. Даже попривыкший к трупам Николло неуютно поёжился. И ещё вот это:

- Спи, малютка, дед тебя не обидит. – кто бы знал, что перевозчик душ окажется столь сентиментальным. Может, потому что сам Уберто так и не женился, и не обзавелся детьми? Могильщик бережно уложил свою ношу на соседний стол, поставил рядом свечу и косо глянул на посетителей:

- У Вас ещё час, – нежный баритон разом снизился до хриплого баса.

- После у меня будет работа. И нет, - брови хмуро сбежались к переносице:

- Я не разрешу вам наблюдать. – художник кивнул. После пережитого ему самому не хотелось оставаться в царстве мёртвых надолго. А потому, звякнув сталью об сталь, к скальпелю на столе присоединились ножницы, мерная ложка, анатомический молоточек. Хитрая старуха, как настоящая женщина, не покорилась с первого раза. Не позволила завладеть своим сердцем. Но что она скажет против такого очаровательного юнца, как Витто?

- Иди сюда, ты мне поможешь. - мастер вручил ученику пинцет и направил его руку.

*Я тут узнал, что в средневековье про легкие говорили именно в единственном числе.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-07-14 15:08:53)

+1

12

Рождение и смерть - вот механизм,
Что и пытливому уму непостижим.
Закон природы иль божественная длань -
Дилемму здесь рассудят лезвие и сталь.

- Согласен, скафандр не мешало бы усовершенствовать, - как и маэстро, Витто говорил совсем тихо, но в его приглушенном голосе все равно послышалась страдальческая нотка. Работа над специальным костюмом, в котором можно было погружаться под воду и дышать, не поднимаясь на поверхность, была все еще в разгаре. Прошлые испытания выявили ряд недоработок и заодно здорово прополоскали то самое "лёгкое" Витто, который все равно не пожалел, что отважился принять на себя роль бесстрашного испытателя.
На самом деле, мастер де Ланца даже вполовину не использовал бесшабашность своего подмастерья, часто не позволяя ему участвовать в рискованных испытаниях и авантюрах. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот: не самой же важной персоне служить подопытным для своих изобретений. Если он вдруг сгинет где-нибудь на дне мельничного пруда, захлебнувшись затхлой стоячей водой, кто доведет водолазный костюм до совершенства? Но нет, изобретатель по-своему заботился о помощнике, предпочитая лишний раз не рисковать его конечностями и самой жизнью. И Витто это ценил. Правда, ценил! Но уже пост фактум - например, когда видел, как соломенное чучело стремительно тащится по острым камням вслед за причудливым конусообразным куполом-парашютом вместо того, чтобы плавно приземлиться на землю и замереть. При виде этого действа оказаться на месте чучела хотел бы разве что большой оригинал! А Витто как раз и собирался это сделать, да только маэстро не позволил.
Кто знал, что со скафандром выйдет такая незадача...
Возвращение Уберто не заинтересовало подмастерье; он неотрывно смотрел на мертвую старуху, с тела которой вновь был сброшен саван. Пожалуй, после своей кончины пожилую даму "раздевали" и "одевали" чаще, чем за последнюю пару десятков лет жизни.
Краем уха Витто слышал, что для работы им дается лишь час, а еще - что могильщик не потерпит наблюдателей в момент незаконного погребения мертворожденного младенца. Что-то в этом было. Что-то... впечатляющее. Не то чтобы мальчишке очень сильно хотелось посмотреть на младенческие внутренности или на процедуру тайного погребения, но он вдруг подумал, что у могильщика, оказывается, тоже есть свои суеверные убеждения.
Руки коснулся холодный металл: Витто вздрогнул и машинально стиснул в пальцах пинцет. Мастер направил его руку в нужном направлении, и ученик, глубоко вдохнув и задержав дыхание, сосредоточенно всмотрелся в бледную кожу мертвеца, на которой уже виднелись длинные бескровные разрезы, нанесенные умелой рукой. Анатомическая модель - единственное, что приходило в голову при виде этой части обнаженного тела. Чем дольше подмастерье смотрел на синюшную кожу с выступающими под ней костями, тем меньше ему верилось в то, что это - часть женской груди. Пусть давно утратившей свою молодость, наливную прелесть и свежесть, но все же...
Орудуя незамысловатым металлическим инструментом, подмастерье погрузил его в надрез и аккуратно сдвинул в сторону его край. Тяжелые шаги и бормотание Уберто, баюкающего мертвого младенца за стеной, внезапно куда-то исчезли. Унялось волнение, вызванное нежданным визитом несчастной молодой матери. Расхотелось даже возмущаться при виде снисходительного взгляда, которым художник смерил добытый с кладбища и на скорую руку скопированный вензель.
Витто предельно сосредоточился.
Крошечные острые зубчики на кончике пинцета впились в кожу, которая обнажила переплетение дряблых мышц и открыла грудной хрящ, уже надрезанный острым скальпелем. Крови не было - сердце перестало перекачивать ее еще несколько дней назад, - но, в целом, зрелище было еще то. Не отводя широко распахнутых глаз от представления того самого "анатомического театра", Витто мимоходом подумал, что ему повезло: на столе могильщика не нашлось мяса. Стянутый оттуда и проглоченный сыр уже понемногу оживал в его желудке, а если бы там было что-то похожее на...
- Может быть, это запрещено, потому что это слегка... мерзковато? - сдавленным шепотом осведомился подмастерье, морщась и задерживая дыхание, но все же крепко держа пинцет. - Хотя, почему бы тогда не запретить кожевенные мастерские? Ты видел, что они вытворяют со шкурами? А запах там... - Витто сам толком не слушал, что говорит. Так нередко проявлялась его взволнованность и напряженность: в непонятных ситуациях его язык, и без того часто плетущий небылицы и немыслимые рассказы, и вовсе молотил без устали. Но все же, бывают моменты, требующие тишины. И когда в расширенном пространстве разреза показалось темное, неожиданно большое и округлое сердце (напомнившее ему говяжье, выставленное на прилавке мясника по соседнству со свиной головой, в качестве главной гордости), перетянутое вздувшимися прожилками, юнец умолк как по команде. Было странно видеть сердце вот так, прямо в раскрытой грудной клетке, где оно росло (уж хотя бы сердце-то растет с годами? Эта громадина сама по себе размером с новорожденного младенца!), развивалось, старело, перекачивало кровь... но еще более странно было представлять, как сокращаются волокна этой темной мышцы, раскрываются и закрываются крошечные трубочки и клапаны. Вид этого хитрого механизма вмиг избавил любознательного помощника от всякой брезгливости.
- Похоже на твой цилиндр с циркулирующим паром, который приводит в движение поршень, - скороговоркой выпалил подмастерье, борясь с соблазном проникнуть пинцетом к самому сердцу и "ущипнуть" одну из задорно оттопыренных трубочек.
С другой стороны, соблазны на то и существуют, чтобы им покоряться...
Закусив губу, Витто низко склонился над телом старухи и, левой рукой придерживая и оттягивая край надреза, правой, вооруженной пинцетом, проник к самому сердцу. Руку для этого пришлось погрузить в грудную полость трупа вместе с запястьем. Поручить эту миссию ученику - хитрый ход маэстро; его собственная рука с более широкой костью не вошла бы так аккуратно. Зубчики пинцета впились в мышцу; подмастерье бережно потянул сердце на себя и повернул - вскоре за верхнюю часть можно было ухватиться рукой - намного надёжнее, чем фиксировать тонким металлом и извлекать пинцетом. Но перед этим предстояло ещё отсечь артерии, снабжавшие сердце кровью. Они соединяли орган с мёртвым телом, как пуповина соединяет тельце новорожденного с чревом матери.
С трудом отведя взгляд от обнаженного нутра старухи, Витто моргнул, мельком посмотрел на изобретателя и возбужденно шепнул:
- Мы заберем его домой? Вскрыть? Зарисовать без спешки?
"А потом зажарить и съесть!" - подсказала склонная к черному юмору сторона многогранной натуры дьяволенка, но он вовремя прикусил язык и только глухо, слегка нервно хохотнул.

Отредактировано Vittorio Vestri (2017-07-16 13:32:15)

+2

13

Инженер уверенно перерезал трубки вен, и сердце, извлеченное ловкими руками Витто, напомнило ему поспевший плод, сорванный с дерева. Выглядело оно вовсе не романтично. Не о таком сосуде жизни поют менестрели и шепчут влюбленные. Это был сгусток мышечной массы. Натруженный от постоянного сокращения. Тугой. С оплетающими побегами сосудов.

- Мерзковато? Так в этом вся жизнь. – подбадривающее похлопывание по плечу. На удивление, к весьма необычному поручению подмастерье подошел храбро. Николло даже поймал себя на мысли: может зря он так таился и не доверял мальчишке?

- В любом случае, теперь я даже рад, что ты проследил со мной. Одной тайной между нами станет меньше. – о том, какие ещё скелеты – в буквальном смысле – таит в своих шкафах де Ланца распространяться не стал. Художник, не глядя, оттер руки прямо о штаны и склонился над пергаментом. До этого он уже препарировал сердца. Крохотные лягушачьи. Некогда трепыхающиеся голубиные. Да даже просто свиные, которые богатеи покупали себе, чтобы зажарить в бобовом соусе. Но человеческий орган рассматривать было странно. Возможно, потому, что он, действительно, напоминал его паровой цилиндр. Только сломанный. И если в случае с механизмом инженер мог всё починить, тот тут… Даже ума гения не хватило бы, чтобы вернуть старуху к жизни.

- Подсвети-ка получше, я попробую набросать его детальнее. – рисунок – пока лишь общие очертания овала и тянущихся от него отростков - стал появляться на листе. И кое-где уголь мешался с кровавыми отпечатками. Николло будто бы расписывался в страшном преступлении, оставляя неопровержимые улики. Конечно, ему бы хотелось забрать столь богатый материал для исследования с собой. Хранился же в его мастерской гербарий с засушенными растениями. Стояла пара колб с забальзамированными земноводными. Одно время, зацепившись задними за балку и убаюкивающее качаясь, жила летучая мышь. Пугливое, но весьма изящное создание. Однако, сердце? Художник наспех вывел: «четыре желудочка, два нижних и два верхних с ушками».*

Он помнил, что святые отцы учили, что сердце – это тот орган, где рождаются все духовные помыслы человека. И на иконах его необходимо писать ярко-алым. В окружении пламени страстей, что его пожирают. На самом же деле вот оно – темное, плотное, и никакой огонь ему не страшен. Недаром же, после казни, когда приговоренного сжигают, а его кости превращаются в пепел, сердце остается обагренным кровью. Потому как имеет великую стойкость против жара. Жара, которое оно само и создает. Мелкими закорючками рядом с эскизом появилась ещё одна пометка: «сердце – источник теплоты. А потому, чем скорее оно движется, тем жарче человеку. Этому учит и пульс лихорадящих». Мужчина остановился. А, может, и влюбленных?

- Витто, а у тебя есть дама сердца? – вопрос, выброшенный из контекста мыслей, казался издевкой. Учитывая жалкий вид подмастерье, который всё ещё стоял, обхватив объект для зарисовок ладонями.

- В любом случае, ты теперь знаешь, каков путь к сердцу женщины. И да, ты же сможешь вернуть всё на место и подлатать её, пока я заканчиваю рисунок? – всё это живописец выдал, не разогнув спину и даже не моргнув. Только в уголках глаз собрались морщинки, намекающие на то, что де Ланца вернулся к хорошему расположению духа.

* Опять же, заблуждение средневековья.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-08-05 16:04:18)

+1

14

Ну, это перебор, - вам говорю. -
Куда вы совесть спрятали свою?
Я, может, на все руки молодец,
Но, коль перетружусь - уж не жилец...

Как если бы жаба разрослась до невиданных размеров. И изменила цвет. Ну, и бородавок тут нет. А так...
Холодное, чуть липкое, какое-то бугристое... жаба и есть, ни дать-ни взять! Разве что излишне увесистое.
Заметив, что художник взялся смелыми штрихами зарисовывать только что вынутое из груди старухи сердце, Витто послушно замер в неподвижности (случай редкостный), расположил трофей на своих раскрытых ладонях и поднес его поближе к огарку свечи на краю стола-колоды. Не отрываясь, он восхищенно наблюдал за тем, как левая рука маэстро выводит торопливый, но оттого не менее точный набросок органа. И чем сильнее помощника терзало странное желание впиться в эту скользкую холодную массу ногтями, чтобы проверить, мягкая она или упругая, тем внимательнее он наблюдал за творческим процессом, пытаясь отвлечься.
Вопрос наставника, заданный не к месту и некстати, заставил юнца вздрогнуть и вскинуть на мастера выразительный взгляд - изумленный и недоверчивый одновременно. Тотчас же взяв себя в руки, Витто прищурился и мысленно вознес хвалу заслугам полумрака - за то, что скрыл предательски покрасневшие уши.
- Так вот она, прямо перед тобой и даже в неглиже. Ликуй и радуйся знакомству, - заявил проказник, по обыкновению ловко уворачиваясь от неудобного вопроса. Хватит и одной раскрытой тайны этой ночью. Тайны, кстати, не его; а значит, всё как надо.
Но вообще-то, есть там одна милейшая миледи... Или парочка... пара-тройка...
- Чем она не годится? Дама? Дама! Сердце есть? Ещё какое. Всем на зависть!

Он перехватил трофей одной ладонью и поднял чуть выше, эффектно разгибая руку от плеча, как силач на ярмарке. Но, услышав просьбу маэстро вернуть орган на место, Витто с явным облегчением избавился от сердца, аккуратно вложив его в разверстую грудную полость старухи. Как тут и было!
Вооружаясь изогнутой трехгранной иглой и тонкой нитью из конского волоса, которые анатом-любитель предусмотрительно захватил с собой, подмастерье не отводил взгляда от пергаментной страницы, на которой изображение сердца обрастало все большими подробностями. Вот штрихи, оттеняющие прожилки, а вот удачно зарисованная округлость и отсеченный сосуд... Большим усилием воли Витто заставил себя отвлечься от художника и приняться за дело.
Он низко склонился над мертвым телом и, убедившись, что сердце размещено относительно ровно, начал стягивать края разреза. В этот самый момент из жилой части дома тяжелой поступью вышел могильщик. Мертворожденного у него на руках уже не было, брови его, как и прежде, были угрюмо сведены к переносице, но душа - видимо, широкая и сострадательная, - явно просила общения. Что так размягчило обычно сурового молчуна - оставалось только гадать. Сентиментальность, проснувшаяся при виде мертвого младенца в кульке? Сочувствие к его несчастной матери? Развязавшая язык брага?
Как бы то ни было, подойдя к художнику и подмастерью, Уберто остановился у стола, качнулся с носков на пятки, пожевал нижнюю губу и, наконец открыв рот, хрипло осведомился:
- Ну и как? Нашли червя, будь он неладен?
После этих слов Витто так и застыл над своей "пациенткой". Могильщик, заметив растерянность на лицах собеседников, кашлянул и пустился в объяснения:
- Ну, этот, плотоядный червь. Она, как бы сказать, хоть и пожила своё на белом свете, да в могилу не сама сошла. Хворь какая-то подкосила старуху, точила ее изнутри.
Витто аккуратно проколол кожу и теперь протягивал нить, обратившись в слух. Почему-то захотелось задержать дыхание.
-...Долго она угасала, таяла на глазах, худела - вон кожа-то какая обвислая. Полной не была - да и с чего тут располнеть, урожай второй год ни к черту, - но теперь-то вон, одни жилы да кожа на мослах. Точно говорю, червяк это был. Здоровенный, ползал у нее внутри, как в гнилом яблоке. Не нашли, говорю, его?
Витто скрытно сглотнул и похолодевшими пальцами посильнее свел вместе края разреза, чтобы прикрыть от взгляда внутренности трупа.
-...Должен там быть. Иной раз из дохлых коров таких доставали. Челюсти мощные, сам длиннющий, прогрыз ей кишки насквозь, все брюхо, наверное, изъел, паршивец. Она кусок в рот - ам! - а он тут как тут поджидает у нее в животе, челюстями своими перемалывает еду, а бедняжке ничего не оставляет.
Иголка в руке Витто засверкала быстрее, кое-как стягивая мертвую плоть крупными небрежными стежками.
-...Она в последнее время кашляла и задыхалась, все за грудь хваталась, будто воздуха ей нету. Я вот как думаю: добрался и до сердца, а то и поперек горла раскручивал свои кольца, как змея, вот и не могла старая ни вдохнуть-ни выдохнуть... Эй, малец, видно там червя?
Бряк! Металлическая игла выскользнула из дрогнувших пальцев подмастерья. Ухватившись обеими руками за край стола, он, с лицом примечательно зеленым, попытался сделать глубокий вдох, но поперхнулся воздухом, закашлялся, потянулся зажать рот рукой, на полпути замер, уставился на свою окровавленную ладонь и резко уткнулся носом в сгиб собственного локтя.
- Мастер! Схожу... воздухом... подышать... - едва выдавил из себя Витто, другой рукой хватаясь за живот, пытаясь удержать там взбунтовавшийся кусок сыра. Не дожидаясь позволения маэстро, прежде невозмутимый помощник сорвался с места и сломя голову ринулся к двери.

Отредактировано Vittorio Vestri (2017-07-19 20:29:16)

+2

15

Неужели у Витто до сих пор нет дамы сердца? Или хотя бы мучительных симпатий, которые изводят мальчишек по ночам? Николло на секунду поднял голову от эскиза. На том уже не хватало места, пометки подкатывали к самому краю листа, а строки становились мельче и уже, словно буквы втянули животы, чтобы всё-таки влезть на пергамент мастера.

- Выходит, тебе понравилась эта леди? Тогда у меня для тебя плохие новости… - непонятно, смягчило ли старуху то, что изуверы, раскромсавшие её тело, напоследок назвали её «леди». Но де Ланца заметил – у людей, которые часто имеют дело со смертью, вырабатывается привычка шутить по-черному. Вот и могильщик филигранно разыграл монолог про гельминта, что сожрал пожилую даму изнутри. От Уберто уже явно несло хмельным душком.

- Эка, какая нежная молодежь пошла! – перевозчик душ лишь всплеснул руками после того, как подмастерье мышью шмыгнул за дверь. 

- А ведь я ещё не рассказывал свою любимую историю! Про то, как я хоронил утопшего мальчишку, а на утро он сам пришел с васильками на свою же могилу… Это я потом узнал, что их двое, близнецов то бишь. А тогда, кажись, поседел весь! – хохотал могильщик утробно и низко, аж кадык заходился вверх-вниз. А потом так же быстро затихал. Вековая печаль снова грузом придавливала плечи, и он выдавал что-нибудь вроде: «светает, пора бы вам отсюда».

Осенний рассвет, действительно, первыми бликами забирался в окна. Небо мутное, влажно-розовое. И лишь кое-где свет тонкими спицами пробивал бурлящие облака. Художник подул на пергаменты, стряхивая крошки сточившегося угля, и аккуратно спрятал блокнот за пазуху. Витто он нашел возле дома. Уличный воздух – даже с примесью прелой сырости и канализации казался свежайшим. После свидания со смертью в голове вертелось две мысли. Мы все там будем. И… как же хочется ещё пожить! Рождались идеи, выстраивались планы. Мужчина добродушно взлохматил кудри помощника и кивнул – идем. Им нужно было убраться отсюда до того, как первые жители – а в рабочих кварталах вставали рано – заметят странных гостей…

Только сейчас Николло осознал, как проголодался... Благо, с петухами на улочки Лирэфии выползали торгаши. Плюхали на плетеные прилавки свежую рыбу, серебристую, с перламутром чешуек. Выкладывали горы пахучей зелени, слоистых луковиц и корнеплодов. Инженер купил булку ароматного хлеба и, разломав пополам, отдал краюху Витто.

- Самое время позавтракать и немного вздремнуть. – мечтательно протянул де Ланца, а затем хохотнул, заталкивая снедь за щеку:

- А тебе, кстати, может присниться твоя дама сердца…

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-07-21 20:20:19)

+1

16

"Ты интересный человек!" - с восторгом говорю.
А вскрой тебя - там интересностей
Вдвойне, как посмотрю...

После спертого, кисловатого запаха в доме могильщика прохладный воздух обжег ноздри свежестью. Подмастерье кубарем скатился с крыльца и тут же согнулся в три погибели, судорожно хватаясь за стену дома. Хорошенькое приключеньице! Как, интересно, этот идиотский червь перебирается из одного организма в другой? Переползает под кожей? Размножается крохотными личинками, а потом растет внутри? И, главное, как убедиться в том, что в твоих кишках его нет?
Естественно, с многострадальным куском сыра, стянутым со стола Уберто и в спешке проглоченным, пришлось расстаться здесь же, у крыльца. Разогнувшись и придерживаясь за стену дома, Витто поковылял к жестяной бочке с дождевой водой и с видимым облегчением омыл руки до локтя, лицо и шею.
Дышать стало проще, и мальчишка понемногу приходил в себя. Прислонившись спиной к стене дома, он сложил руки на груди и, прищурившись, стал разглядывать тонкие перистые облака, окрашенные восходящим солнцем в нежно-розовый цвет. Как если бы с кончика кисти сорвалась бесцветная капля влаги и разбавила насыщенную краску, добавляя ей прозрачной воздушности.
Когда маэстро вышел из дома, на ходу пряча книжку со своими набросками и записями, Витто бросил ревностный взгляд в сторону кладбищенских надгробий. Как ни старайся над созданием своего уникального и потрясающего красотой личного вензеля, однажды он лишь на то и сгодится, чтобы украсить собой вот такой унылый серый камень.
Художник по-свойски взъерошил волосы подмастерья и зашагал вперед; тот по-собачьи встряхнулся, избавляясь от краткого оцепенения, и поспешил догнать мастера. Некоторое время шли молча. И лишь когда кладбище осталось за пределами обзора, Витто заговорил:
- "Спасибо" ты, конечно, не скажешь, но все равно признай - я тебе помог, - слегка охрипшим от впечатлений голосом. - Так что, господин, будь добр впредь брать меня с собой и своих изысканий не скрывать. Я не понимаю, что ли? А если бы незваными гостями оказались... - мальчишка воровато оглянулся, убедился, что улица пустынна, но продолжать фразу все равно не стал. - Что тогда? Во второй раз я тем более не растеряюсь. Просто этот... со своими байками про червяков...
Витто насупился и остаток пути проделал в угрюмом молчании. Кусок ароматного, еще теплого хлеба, пожалованный художником, он с сожалением положил к себе в карман и благоразумно решил подождать момента, когда забудутся свидание с дамой сердца и расставание с пресловутым сыром.
- Чем только не пожертвуешь ради науки, - философски изрёк подмастерье, шмыгнув под рукой маэстро, открывшего дверь мастерской, и вперед него оказавшись под крышей. Метнувшись к кувшину с водой и жестяному тазу, он принялся остервенело натирать ладони душистым лавандовым маслом. Но вдруг замер, исподлобья глянул на художника и абсолютно серьезно попросил:
- Мастер, если со мной что случится, ты уж, пожалуйста, оставь меня в целости. У меня, конечно, богатый внутренний мир... но не очень живописный.

Отредактировано Vittorio Vestri (2017-07-22 10:35:48)

+2


Вы здесь » HELM. THE CRIMSON DAWN » ХРАНИЛИЩЕ СВИТКОВ (1420-1445 гг); » Свидание со смертью [x]


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно